Отшельники — Православный календарь

Кто такие отшельники?

19 отшельников в православных святцах


Авксентий Вифинский - отшельник, пресвитер
Акепсим Антиохийский - Сирийский, отшельник, пресвитер
Антоний Египетский - священномученик, пресвитер, отшельник
Вавила Сицилийский - отшельник, иерей
Герман Соловецкий - отшельник
Герман Соловецкий - отшельник
Зосима Палестинский - отшельник
Иаков Сирийский - отшельник
Иоанн Колов - Младший, Скитский, отшельник
Кириак Палестинский - отшельник
Косма Фаранский (Палестинский) - Антиохийский, отшельник
Лука Елладский - отшельник
Маркиан Кирский (Киринейский) - Халкидский, отшельник
Маркиан Кирский (Киринейский) - Халкидский, отшельник
Нил Постник - Синайский, отшельник, пресвитер
Павел Фивейский - Египетский, отшельник
Пард Римлянин - Палестинский, отшельник
Роман Антиохийский (Сирийский) - отшельник, чудотворец
Фалалей Сирийский - отшельник

Кто такие отшельники

ОтшельникОсобенного распространения и развития отшельничество достигло у христиан. Своими предшественниками первые христианские отшельники считали пророка Илию и Иоанна Крестителя. Прообразом будущего отшельничества также служило 40-дневное пребывание одного в пустыне Иисуса Христа, упоминаемое в Евангелиях. В христианском мире слово «отшельник» означает то же, что и «анахорет» (или еремит), хотя первоначально эти два понятия отличались в соответствии с местом обитания отшельника — анахорет обитал в келье при храме или поблизости от человеческого жилья, а отшельник-пустынник уходил далеко от цивилизации. Отшельничество в христианстве известно с III века и было связано как с преследованиями первохристиан со стороны римских императоров, так и с христианской идеей греховности мира и спасительности отказа от его соблазнов. Первым из известных христианских отшельников (анахоретов) был Павел Фивейский, который ушёл в пустыню, спасаясь от преследований христиан императором Децием.

Отшельник — человек, из религиозных соображений поселившийся вдали от людей, отказавшийся от общения с людьми.

Примером пустынножительства служит жизнь Антония Египетского, избравшего уединение в двадцатилетнем возрасте и скончавшегося в 356 г. в возрасте 105 лет. Вокруг святого Антония собралось несколько учеников, привлеченных строгостью жизни и дороживших его наставническим руководством.

Постепенно пустынножительство проникает на другие территории. Святой Аммоний († 350), в день бракосочетания уговоривший жену принести обет целомудрия, удалился с нею в Нитрийскую пустыню и основал там колонию монахов. Они не имели общего устава, и каждый отшельник сам определял своё правило и жизненный уклад, хотя по субботним и воскресным дням они вместе собирались в храме для богослужения и наставления.

В Скитской пустыне, лежащей южнее Нитрийской, подвизался в ещё более строгом уединении Макарий Египетский со своими учениками. Примерно тогда же в местности, называемой «Келлии отшельнические» (пустыня на западном берегу Нила), обосновался со своими последователями Макарий Александрийский. К этой колонии присоединился и Евагрий Понтийский, остававшийся в ней до своей смерти в 399 году. В этот же период в Келиях проживал преподобный Дорофей, пустынник Египетский. Аскетизм, практиковавшийся этими пустынниками был невероятно суровым, и некоторые его элементы сегодня расценивались бы как мазохистские.

Египетские пустынники, по-видимому, оказали большое влияние на сирийских отшельников, которые довели аскезу до крайности. Они отрицали всякую дисциплину, предпочитали странствующий образ жизни в диких и пустынных местностях, отказались полностью от ручного труда, посвятив свою жизнь непрерывной молитве.

В Палестине, напротив, аскеты вели почти неподвижную жизнь, прилепляясь к святым местам, чтобы иметь защиту и совершать богослужение. К четвёртому веку их ряды значительно пополнились из числа паломников; их также посещали святой Иероним, святые Павла и Иоанн Кассиан.

Таким образом, зародившись в египетской пустыне, к концу IV в. отшельничество распространилось в Палестине, Каппадокии, Армении, а затем в Галлии, Испании и Италии. Постепенно в результате стремлений аскетически настроенных христиан к более совершенному образу жизни, отшельничество превращается в один из важнейших церковных институтов — монашество. Впоследствии отшельничество исчезло в западном христианстве, но сохранилось в восточном.

Самым важным источником информации о пустынножительстве служит Житие святого Антония, написанное святым Афанасием в 357 г. Другим полезным документом являются Apophthegmata Patrum или изречения известных отшельников. Наконец, следует упомянуть, что характерная для более позднего периода, более четко оформившаяся монашеская жизнь представлена в Historia monachorum in Aegypto, запечатлевшей жизнь монахов в конце четвёртого века, и в написанной Палладием († 431) Historia Lausaica (История Лавсаика), повествующей о монашеской жизни в Египте, Палестине, Сирии и Малой Азии.

Одним из наиболее ранних и известных примеров отшельничества в пустыне является житие святой V века н. э. Марии Египетской, написанное Софронием Иерусалимским.

В православии отшельничество — форма монашеского, «скитского» или «пустынного» жития, уединения, связанного с добровольным принятием помимо общих уставных дополнительных аскетических обетов (например, усиленной молитвы, строгого постничества, молчальничества).

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru admin