Авив Некресский (Кахетинский)

священномученик, епископ, один из основателей грузинского монашества

Святой православной церкви.


День празднования: 7 мая (20 мая)
День празднования: 29 ноября (12 декабря)

Авив НекресскийОдин из тринадцати святых сирийских отцов, основателей грузинского монашества во главе с преподобным Иоанном Зедазенским, пришедших в Грузию в VI веке. Служил диаконом в основанном учителем Зедазенском монастыре. По просьбе грузинского царя Парсмана VI и католикоса Евлавия принял сан епископа и Некресскую кафедру.

Персы, захватившие в это время Кахетию (Восточная Грузия), повсеместно насаждали огнепоклонство. Епископ Авив, исполнившись апостольской ревности, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и истреблял везде грубые суеверия, туша огни в капищах зороастрийцев. Недалеко от Некресской церкви святитель потушил водой священный огонь, которому поклонялись зороастрийцы. Дидойцы и другие горцы Кахетии, жившие по левому берегу реки Алазани и в Арагвийском ущелье, отреклись от огнеслужения и вошли через покаяние в лоно Церкви Христовой. Святитель Авив обратил в христианство и многих персов.

Персидский сатрап, живший в городе Рехи, обеспокоенный успешной проповедью святителя, приказал связать его и доставить к нему. Святитель Авив по дороге в Рехи получил письмо и жезл от своего друга святого Симеона Столпника Дивногорца, а также простился со своими сподвижниками — святым Зеноном Икалтским и святым Шио Мгвимским. Представ перед персидским сатрапом, святитель Авив отказался принять зороастризм, страстно обличая его в идолопоклонстве. По приказанию сатрапа святителя Авива подвергли бичеванию и страшным пыткам, после чего он мученически скончался, избитый камнями в селении Рехи, близ Гори. Тело святого Авива бросили на съедение диким зверям, но ни звери, ни птицы, ни тление не коснулись святых мощей. Братия Самтавийской обители с честью погребли их в своей обители.

Мощи святого, прославленные исцелениями, были позднее, при правителе Картли Степанозе (639 — 663), по желанию католикоса Фавора перенесены из Самтавийской обители в Мцхетский Самтаврский собор и положены под престолом, где почивают и поныне под спудом.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru admin