преподобный, один из основателей грузинского монашества
Святой православной церкви.
Иоанн Зедазнийский — основоположник монашества в Восточной Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов, основатель монастыря Зедазени. Иоанн Зедазнийский родился в селе близ Антиохии, там же получил начальное образование. В юности принял постриг и встал на путь строгого подвижничества, отличался кротостью и смирением, обладал даром обильного слезоточения. Как сказано в Житии, «Бог услышал раба Своего и дал ему власть над страстями и дар чудотворения. Святой Иоане превзошел подвигами других братий в обители, творением чудес он привлекал к себе жителей Антиохийской страны, просвещал их светом Богопознания… сделался светилом той страны… слава о нем пошла по всей Сирии».
Стремясь избежать общения с многочисленными приходившими к нему людьми, Иоанн Зедазнийский вместе с несколькими учениками поселился в пустыне. На деньги, вырученные от продажи в городе того, что ученики делали своими руками, они покупали необходимую для поддержания жизни пищу. Спустя долгое время место подвижничества Иоанна Зедазнийского было раскрыто — к нему вновь стали приходить жаждущие духовного утешения и телесного исцеления. Тогда преподобный решил удалиться в еще более отдаленную пустынь, где бы о нем ничего не было известно. Во сне ему предстала Пресвятая Богородица и повелела выбрать 12 учеников и пойти в Грузию, дабы утвердить в вере основанную там Церковь.
Выбирая учеников, Иоанн Зедазнийский бросил жребий: имена были написаны на отдельных «хартиях» и положены на престол. По окончании литургии Иоанн Зедазнийский и вся братия стали петь «Кирие элейсон» и случилось чудо: ангел Господень на виду у всех взял 12 «хартий» и вложил их в руки Иоанна Зедазнийского, Так были избраны Шио Мгвимский, Давид Гареджийский, Антоний Марткобский, Фаддей Степанцминдский, Стефан Хирский, Иосиф Алавердский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Зенон Икалтойский, Авив Некресский, Исе Цилканский и Иосиф Алавердский. Оставшимся ученикам Иоанн Зедазнийский преподал духовное наставление и из их числа поставил настоятелем обители монастыря Евфимия. Покидая Антиохию, Иоанн Зедазнийский и его спутники посетили незадолго до этого взошедшего на столп прподобного Симеона Столпника (младшего) Дивногорца и получили у него благословение.
Далее в Житии описаны события, происходившие в древней столице Грузии Мцхете во время царствования царя-эрисмтавари Парсмана (Фарсмана) (вероятно, Парсман V (ок. 540-558)) и предстоятельства католикоса Картли Евлавия (вероятно, Евлалий I (30-е гг. VI в.)). Когда святые приблизились к Мцхете, католикосу предстал ангел и сказал: «Вот идет Иоанн, раб Господень, с учениками своими. Он будет утверждать страну сию» — и повелел «встретить их радушно» и не препятствовать «намерению их». Католикос облачился, собрал клир и в сопровождении народа «пошел к первой из ближайших деревень». После долгого ожидания они увидели монахов в клобуках. Католикос чудесным образом понял, кто из старцев Иоанн Зедазнийский, поспешил навстречу и обнял его, а преподобный пал в ноги католикоса и приветствовал его по-грузински. В кафедральном соборе Светицховели путники поклонились Животворящему столпу и скрытому под спудом хитону Господню; затем «обошли все места, где блаженная Нина учила вере Христовой», проповедовали и исцеляли почти по всей Восточной Грузии.
Наконец Иоанн Зедазнийский стал просить Господа, дабы Он указал место их постоянного пребывания. Духовному взору преподобного открылась гора Задени (Кухети), расположенная в 8 км от Мцхеты, над которой, «подобно черной густой туче», роились бесы. Католикос, к которому Иоанн Зедазнийский обратился за благословением, рассказал, что в древности здесь было капище языческого бога Задени, разрушенное святой Ниной, но позже злые духи вновь «заполонили» гору и умерщвляли всех людей, «прикасавшихся к горе», кроме идолопоклонников и магов. Иоанн Зедазнийский был непреклонен в своем решении, и католикос благословил их. Преподобные, поклонившись святыням Светицховели, в сопровождении католикоса и народа вышли к разлившейся по весне реке Арагви. Иоанн Зедазнийский попросил преподобного Шио помолиться о безопасном пути на тот берег; ученик осенил воду крестным знамением, взял жезл у Иоанна Зедазнийского и ударил им по воде, повелев реке «остановиться в течении своем, пока перейдем на тот берег». Святые прошли по дну «немокрыми ногами» и взошли на гору. Очистив гору от злых духов, Иоанн Зедазнийский нашел у вершины небольшую пещеру, в которой устроил церковь. Монахи сделали шалаши из листьев и подвизались рядом, употребляя в пищу растущие на горе травы и коренья. Так был основан первый в Восточной Грузии монастырь Зедазени (от Зеда-Задени — Верхний Задени). Вскоре это место подвижничества монахов стало центром паломничества.
Из-за кончины 2 архиереев остались вдовствующими Некресская и Цилканская кафедры, и более достойных архипастырей, чем ученики Иоанна Зедазнийского, Евлалий I не видел. Однако, будучи не в силах избрать самых достойных, католикос, посоветовавшись с епископами, решил поставить на кафедры 2 подвижников, которые в тот день, когда он посетит гору, будут совершать литургию. Ими оказались иеромонах Авив и архидиакон Иессей, хиротонисанные соответственно на Некресскую и Цилканскую кафедры.
Братия монастыря умножалась. Однажды Иоанн Зедазнийский во сне предстали Пресвятая Богородица и святая равноапостольная Нина и повелели ему разослать учеников по всей Восточной Грузии, дабы они проповедовали и основывали мон-ри. Святой привел учеников под благословение к католикосу, который повелел каждому избрать монаха в помощь. Отказался только преподобный Шио, стремившийся к полному уединению. Напутствуя преподобных, Иоанн Зедазнийский дал каждому из них по частице мощей мучеников, которые он принес с собой из Антиохии. Преподобные Давид, Антоний, Стефан, Зенон и святой Иосиф отправились в Кахети; преподобные Шио, Пирр, Михаил, Фаддей, Исидор, священномученик Авив и святой Иессей — в Картли. Иоанн Зедазнийский оставил при себе только одного ученика, продобного Илию Диакона. В Житии описано множество чудес. Так, Иоанн Зедазнийский окончательно изгнал злых духов, вновь одолевших гору; по его молитвам на вершине безводной до этого горы забил целебный источник, к которому приносили больных и бесноватых, получавших исцеление. Однажды к источнику подошел медведь. Иоанн Зедазнийский говорил с ним, и, как передает Житие, с тех пор ни один зверь в этой местности не нападал на людей.
Иоанн Зедазнийский навещал своих учеников, «дабы не ослабевали они духом», а также желал посмотреть, каких духовных высот они достигли. Однажды во время посещения прп. Шио и пришедшего на встречу с учителем святого Иессея в монастыре Шиомгвиме Иоанн Зедазнийский совершил чудо: осенил чашу с вином крестным знамением, поднял ее, убрал руку и предложил ученикам взять чашу. Но никто не осмеливался дотронуться до нее, и тогда Иоанн Зедазнийский попросил преподобного Шио возблагодарить Господа за явленное чудо. Преподобный Шио положил на ладонь раскаленные угли и ладан, стал кадить, и огонь не опалил его. Иоанн Зедазнийский попросил благословения святого Иессея. Святитель долго молился, затем пошел к реке Ксани, коснулся воды жезлом и повелел ей следовать за ним. Святой Иессей дошел до ц. Пресв. Богородицы в монастыре Цилкани и обошел ее, за ним последовал ручей.
Получив откровение о предстоящей кончине, Иоанн Зедазнийский призвал учеников, преподал им духовное наставление и попросил, чтобы его похоронили в пещере, где он жил. Причастившись, он преставился. Ученики решили, что Иоанн Зедазнийский не подобает покоиться «в убогой пещере». Также, вероятно, они хотели, чтобы его мощи были доступны для поклонения. Они отнесли тело преподобного к подножию горы в монастырь Нижний Задени, основанный преподобным Фаддеем. Через некоторое время началось землетрясение, прекратившееся только тогда, когда мощи Иоанна Зедазнийского крестным ходом, возглавляемым католикосом, вернули на вершину горы.
Предположительно в конце VI — начале VII века рядом с местом упокоения Иоанна Зедазнийского была выстроена церковь, где были похоронены мощи святого Илии, ставшего настоятелем монастыря Зедазени после Иоанна Зедазнийского. Согласно Житию, католикос Картли Климент к востоку от церкви воздвиг другую церковь — во имя святого Иоанна Предтечи, и, таким образом, рака с мощами Иоанна Зедазнийского оказалась погребенной под спудом возле жертвенника церкви. В настоятельство в Зедазени Михаила (кон. XI в.) усыпальница Иоанна Зедазнийского была уже открыта для поклонения.
Житие Иоанна Зедазнийского сохранилось в 4 редакциях: кименной, 2 метафрастических и синаксарной.
- Наиболее раннее, кименное «Житие и подвижничество Иоане Зедазнели и его учеников, которые просветили страну эту северную» написано католикосом Картли (Мцхетским) Арсением II (955-980) на основе более древних (VI-IX вв.) и несохранившихся источников.
- Первое метафрастическое «Житие святого отца нашего Иоане Зедазнели, который по Божиему велению и под предводительством Святого Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми» было создано анонимным автором в XI в. по просьбе настоятеля монастыря Зедазени Михаила. В источнике указано, что Михаил прислал автору «краткую запись» об Иоанне Зедазнийском, видимо кименное Житие. Памятник сохранился не полностью (отсутствует завершающая часть, 1/3 текста) в единственной рукописи — списке «Картлис Цховреба» царицы Анны. После заглавия помещена псевдоэпиграфическая приписка, повторяющая имя автора кименной редакции: «Обновил и пополнил святой отец наш Арсений, католикос от Христа».
- Второе метафрастическое Житие также основано на кименной версии и создано, скорее всего, в XII веке Оно сохранилось в 9 рукописях XVIII-XIX веках, заглавие и приписка в точности повторяют вариант 1-й метафрастической редакции.
- Синаксарное Житие было создано не ранее XVIII века на основе метафрастических версий Жития Иоанна Зедазнийского и Жития его ученика прподобного Шио Мгвимского и сохранилось только в одной рукописи. Сведения об Иоанне Зедазнийском содержатся также в грузинской хронике «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) и в Житии святого царя Вахтанга Горгасали, написанном в XI веке Джуаншером. Иоанна Зедазнийского и его учеников называют «вторыми апостолами Грузии», именно с их деятельностью связан 1-й этап монастырского строительства в Грузии.