Тринадцать сирийских отцов или Ассирийские отцы — святые православной церкви, подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в середине VI века из Сирии в Грузию. Они фактически основали и распространили монашество в Грузии, основали несколько монастырей и в каком-то смысле разделили историю грузинского христианства на «до» и «после».
Тринадцать святых каппадокийских отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника (младшего) Дивногорца и в других монастырях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению.
Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников:
- Авив Некресский
- Антоний Марткобский
- Давид Гареджийский
- Зенон Икалтойский
- Фаддей Степанцминдский
- Исе Цилканский
- Иосиф Алавердский
- Исидор Самтавийский
- Михаил Улумбийский
- Пирр Бретский
- Стефан Хирский
- Шио Мгвимский
Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников пришли в Картли в середине VI века и поселились на горе Зедазени. Впоследствии они разошлись по разным частям региона и стали духовниками и основателями первых монастырей страны. Двое из отцов — Або Некресский и Исе Цилканский были епископами.
В момент прибытия в Картли ассирийские отцы были встречены народом, лично царем Парсманом и Католикосом-Архиепископом Евлавием.
До нас дошли пространные редакции житий святых
Есть мнение, что учеников было несколько больше, а цифра 12 утвердилась как более красивая. Так или иначе, но в историю вошли только 12. Они пришли в Мцхету, где их встретил царь Фарсман и католикос Евлавий. Католикос благословляет их поселиться на горе Зедазени, где раньше находилось языческое капище. Монахи построили на горе шалаши и поселились там все вместе, питаясь корешками и травой. Таким образом, современный Зедазенский монастырь интересен тем, что одно время здесь жили все 13 ассирийских отцов одновременно.
Чуть позже монахи Авив и Исе были рукоположены в епископы, и с Иоанном осталось только 10. В какой-то момент Иоанну явилась Богоматерь и велела отправить учеников в разные концы страны для проповеди христианства.
Отпуская учеников, Иоанн сказал:
«Господь наш Иисус Христос прислал нас, дабы принести пользу этой стране и её жителям, ибо они есть новосаждения. Поэтому, подобно апостолам, нам следует разойтись в разные края и проповедовать Слово Божие».
Основной задачей, судя по всему, было изживание пережитков язычества в Грузии. Похоже, что христианство укоренилось только в крупных городах, и очень слабо — в провинции. Оно нуждалось в чистке и совершенствовании. Видимо, ассирийские отцы и создали грузинскую православную церковь в том виде, который мы знаем по последующей истории. Отдельный вопрос — как повлиял их приход на распространение монофизитства. Об этом можно только догадываться.
2017-10-21